ND фильтр (или нейтрально-серый фильтр) – это солнечные очки для объектива. Правда, в отличие от солнечных очков, ND-фильтр не придает фотографии никакого оттенка. Поскольку естественная цветопередача важна для фотографа, нейтрально-серые фильтры уменьшают количество поступающего в объектив света, не изменяя его цвет и природу.
Эффект от ND-фильтра может быть значительным. Некоторые фильтры блокируют почти весь свет, поступающий в объектив, позволяя получить результат, недоступный обычными способами. Другие блокируют только часть света, придавая сюжету особую выразительность. Нейтрально-серые фильтры могут то, что пока недоступно в компьютерной обработке. Они защищают фотографию от потери деталей еще при съемке, что освобождает фотографа от необходимости восстанавливать утерянные детали.
Существуют четыре основных вида ND-фильтров, и именно о них мы поговорим в этой статье. Речь пойдет о стандартных, вариативных, градиентных и реверсных градиентных фильтрах. Все они используются в разных условиях съемки и производят разный эффект.
Стандартный нейтрально-серый фильтр
Стандартный ND-фильтр пропускает равномерное количество света по всей своей поверхности. Такие фильтры бывают округлой, а также квадратной и прямоугольной формы (вставляются в специальные держатели). Поскольку нейтральные фильтры имеют равномерную яркость по всей поверхности, круглая форма наиболее популярна благодаря простоте использования.
ND-фильтры бывают разной плотности (по количеству пропускаемого света). Плотность фильтра измеряется в шагах экспозиции (стопах). Один шаг экспозиции уменьшает объем света вдвое. На ободке фильтра его плотность указана в следующем виде: 0.3 EV или 1 stop или x2. Чем больше эта цифра, тем темнее фильтр, и тем сильнее нужно компенсировать экспозицию, а именно, удлинять выдержку, повышать светочувствительность или открывать диафрагму, чтобы добиться правильных параметров. Чаще всего изменяется именно выдержка: ее делают длинной, чтобы размыть движение в кадре.
Обозначения на фильтре могут быть разными, но смысл у них один: x2 (иногда 2x) – означает, что выдержку нужно увеличить вдвое (например, 1/30 вместо 1/60), 4x означает, что выдержку нужно увеличить в четыре раза (1/15 вместо 1/60) и т.д. Это напрямую влияет на количество шагов экспозиции, необходимых для компенсации уменьшенного объема света. Показатель « .3» обозначает оптическую плотность фильтра и по мере ее увеличения на «.3», объем света уменьшается на один шаг экспозиции.
Стандартные ND-фильтры можно использовать в разных условиях съемки. Например, водопад на ярком солнце можно снять с выдержкой не длиннее 1/30. Этого не хватит для эффекта «шелковой» воды. А если использовать ND-фильтр, который увеличит экспозицию на 3 стопа, выдержка станет 1/4, и этого хватит, чтобы размыть воду. Бывает и так, что при ярком солнечном свете нужна открытая диафрагма, но выдержка уже максимально короткая, и диафрагму приходится закрывать, иначе кадр будет пересвечен. Но если прикрепить к объективу ND-фильтр, экспозиция увеличится на 2 стопа, что позволит сильнее открыть диафрагму. Наконец, нейтрально-серый фильтр также используют для того, чтобы размыть все движущиеся объекты (об этом будет рассказано в разделе о вариативных фильтрах).
Вариативный ND-фильтр
Вариативный нейтрально-серый фильтр – это гибкий вариант стандартного ND-фильтра. Преимущество такого фильтра в том, что он охватывает целый диапазон различных плотностей, до 7-ми стопов. Недостатком является его высокая цена.
Вариативный ND-фильтр может быть только круглым. Он состоит из двух присоединенных друг к другу фильтров, при прокручивании которых меняется объем поступающего на матрицу света. Круглая форма фильтра создает некоторые препятствия – например, на широкоугольных объективах может наблюдаться сильное виньетирование, а на объективах «рыбий глаз» такие фильтры не используют, поскольку нужна плоская поверхность линзы.
Основное преимущество вариативного ND-фильтра – это возможность подобрать любое значение для нужного объема света. Ниже показаны примеры фотографий, снятых при наличии ND-фильтра Singh-Ray с диапазоном от 2 1/3 до 8 стопов затемнения. Давайте рассмотрим практический пример:
Первый кадр снят при максимально длинной выдержке без фильтра. Параметры съемки: f/13, ISO 100 и допустимая выдержка при них — 1/25.
Для второго кадра уже использован фильтр, выдержка увеличилась до 1/5 при минимальном затемнении.
Заметили белую полоску на переднем плане? Это размытый след от машины. Он размыт гораздо сильнее, чем машина на первой фотографии. Экспозиция уменьшилась на 2 1/3 шага. Теперь увеличим значение ND-фильтра почти до максимума, и посмотрим, что получилось:
Кадр снят при выдержке в 3 секунды, и машин на переднем плане уже не видно. Наконец, повернем фильтр до максимума, и выдержка станет 10 секунд. Обратите внимание на дым из трубы, он совсем размыт.
Градиентный ND-фильтр
Градиентный нейтрально-серый фильтр подходит для нескольких ситуаций. Принцип его работы состоит в мягком переходе от светлой области кадра к темной. Количество стопов в верхней части фильтра может составлять от 1-го до 4 стопов, а переход между темной и светлой областью фильтра может быть как жестким (четкая граница), так и мягким (более размытая граница). Фильтры могут быть круглыми, квадратными и прямоугольными. Они также бывают разных размеров (для больших объективов).
Чаще всего градиентный ND-фильтр используется для того, чтобы притемнить светлую часть кадра, например, небо. Человеческий глаз способен воспринимать 14 EV (шагов экспозиции) света, поэтому небо и земля могут казаться одинаково освещенными. Однако современные камеры способны передать только 8-9 EV света, поэтому, когда небо светлое, а передний план – темный, нужно использовать фильтр, чтобы сравнять небо и землю по экспозиции.
Вот две фотографии одного пляжа. Я выставил экспозицию по лому на переднем плане. Заметили яркое пятно на месте солнца? Его трудно не заметить. Оно портит снимок. А также обратите внимание на гистограмму (ниже под фотографией), которая показывает, что в тенях провалов нет, чего я и добивался.
Тем не менее, света оказались пересвеченными, о чем говорит белый треугольник в правой части графика. Чтобы сравнять экспозиции переднего и заднего планов, я использовал градиентный серый фильтр плотности 2x и разместил его так, чтобы мягкий переход между прозрачной и серой его частями заканчивался там, где начинается передний план на снимке.
А вот соответствующая гистограмма.
С помощью градиентного ND-фильтра мне удалось сдвинуть информацию о светах влево. Появился небольшой провал в тенях (на силуэтах людей), но информации для редактирования фотографии в графическом редакторе теперь гораздо больше. Экспозицию нужно замерять по переднему плану до установки фильтра и выбрать фильтр такой плотности, которая сможет компенсировать засветы на заднем плане. Иначе камера примет во внимание область кадра, закрытую фильтром, и у вас получится пересвеченная фотография.
Реверсный градиентный ND-фильтр
Наконец, еще один вариант ND-фильтра – это реверсный градиентный фильтр. Он используется для специфических целей, однако, если проявить смекалку, можно найти еще больше областей его применения. Чаще всего этот фильтр используют для съемки закатов и восходов, чтобы блокировать интенсивный свет по линии горизонта и проявить передний план. От самой темной части фильтра посередине до его верхнего края плотность постепенно снижается примерно на один шаг экспозиции, чтобы проявить небо в верхней части фотографии. Перед использованием фильтра лучше замерить экспозицию по переднему плану.
У этих фотографий почти одинаковая экспозиция (фотография справа темнее фотографии слева где-то на 1/3 стопа), что видно по гистограммам. Как видно по гистограмме слева – благодаря фильтру хорошо сохранились детали в светах.
Заключение
ND-фильтры бывают разных видов и используются в разных условиях съемки. С их помощью можно расширить динамический диапазон камеры, а не жертвовать светами или тенями. Вне зависимости от типа, ND-фильтр пригодится любому фотографу в его работе.
Источник: travelworld.biz