Совсем скоро наступит самый пик сезона охоты на северное сияние. С одной стороны, день начинает расти и уже можно днём планировать какие-то путешествия и фотосъёмки, с другой стороны, ночь всё так же крепка и длинна — в самый раз для северного сияния! На почту пришло много вопросов по данному вопросу, и один из самых частых — когда и где оно бывает? Я написал небольшую статью, в которой отвечу на этот и остальные вопросы, и дальше буду ссылаться на неё.
Интересно, что до сих пор многие считают, что северное сияние бывает только в сильные морозы, когда море снега и только далеко на севере… Развеем эти предрассудки!
Если очень коротко, то Солнце излучает и выбрасывает в космическое пространство плазму и всевозможные частицы, и это происходит ПОСТОЯННО. Иногда бывают сильные вспышки, и в космическое пространство улетает очень много частиц, иногда очень-очень много, и всё это зависит только от процессов на Солнце и так называемого 12-летнего цикла. Про 12-летний цикл ничего не могу сказать, вычитал в журналах, но то, что активность в разные годы у солнца разная — факт! Я как-то разговаривал с парнем, который работал несколько лет на севере у белого моря, и он рассказывал, что был один год, когда ему удалось всего два раза видеть на небе всполохи! В прошлом году в тех местах я как минимум пять раз снимал северное сияние, и, судя по отзывам в сети, там сейчас постоянно сверкает.
Но вернёмся к солнечным частицам, которые испускает Солнце, они летят в космос и в нашу сторону тоже, и собственно, когда происходит столкновение прилетевших частиц и газов в атмосфере, тогда и происходит свечение. Цвет северного сияния зависит от того, с какими частицами в нашей атмосфере взаимодействует прилетевшая от звезды плазма — он может быть красного, жёлтого, сиреневого и зелёного цвета, последний чаще всего мы и видим.
Интересно, что северное сияние есть не только у Земли — пока я смотрел интернет, нашёл фото с сиянием на других планетах солнечной системы. Вот это был бы конечно шикарно, отснять такое где-нибудь возле Юпитера.
Эпицентр большинства сияний происходит в регионах, которые мы называем зонами полярных сияний. Они как правило располагаются на удалении 10-20 градусов от магнитного полюса. Если на Солнце бушует мощная буря и к нам прилетает очень много вещества, тогда северное сияние может расползаться до более низких широт и добивает даже до Москвы. В ушедшем году активность Солнца была чуть ли не в самом пике, и не один раз жители двух столиц могли видеть северное сияние в ночном небе. Обычно же, надо ехать на север и чем дальше, тем больше шансов увидеть это явление. Если рассматривать Россию, то северное сияние часто можно увидеть на севере Якутии, на Ямале и, конечно же, на Кольском полуострове. В этом году мне довелось побывать в Финляндии, примерно на тех же широтах, что и наш Мурманск — светило так, что можно было ходить по лесу без фонарика.
Какие выводы можно сделать из выше приведённой информации?
Самое важное — северное сияние есть всегда, а не только ночью и в морозы, просто чтобы его увидеть, надо чтобы на небе не было облаков и была ночь, ну и чем севернее мы находимся, тем больше шансов на подобное зрелище.
Когда я путешествовал по северам, от местных слышал, что только зимой и в сильные морозы они видели северное сияние. Но теперь мы знаем что это не так, однажды я снял северное сияние в архангельской области в конце августа! Потом у меня было путешествие на север Карелии, сплав по реке и второе путешествие в ноябре. Мы через день-через два видели на небе сияние, просто с погодой было не важно и хороших кадров не так много, как хотелось бы…
Прогноз северного сияния
Меня часто спрашивают — сдай места и время, где чаще всего сияет. С местами нам стало более менее понятно, теперь бы понять, когда наиболее вероятно поймать его?
И тут на помощь приходят специальные сайты и программы для смартфонов, которые выдают прогноз солнечной активности. Во времена, когда ничего этого не было, мы с другом просто смотрели новости, и когда писали что на солнце была вспышка, садились в поезд и ехали на север Карелии. Однажды мы успели к окончанию очень мощного сияния, и если бы летели на самолёте, а не ехали на поезде, точно успели бы на этот праздник жизни. Сейчас стало проще, в поисковике набираете «прогноз северного сияния» и вот вам пожалуйста, сайты на любой вкус и цвет. Например, вот этот сайт можно посмотреть — http://www.gi.alaska.edu/AuroraFore
На сайте можно выбрать свой регион (внизу список карт Select a Map), можно посмотреть прогноз на сегодня и на ближайшие дни. Мобильные приложения можно установить в маркете, есть бесплатные, есть платные. Есть ресурсы, посвященные только определённому району. Читал — есть сайт, где можно самому вносить информацию, типа «только что видел мощное сияние там-то и там-то…» И остальные пользователи это видят в режиме онлайн.
Отмечу только то, что все эти прогнозы тоже весьма относительны: бывало так, что по прогнозу на небе ничего не должно быть, но в реальности у нас был получасовой сеанс связи. Другое дело, если сайт/программа говорит о сильной магнитной буре, это значит что скорее всего на небе будет очень красиво, нужно только запасаться тёплой одеждой и терпением, вообще караулить северное сияние — не такая уж простая задача.
Теперь можно смело утверждать, что сияние есть всегда, вопрос только в том, насколько оно мощное и можем ли мы его видеть? Часто бывает так, что наш глаз ничего не видит, и только длинные выдержки позволяют наблюдать что-то отличное от чёрного неба. Вот пример, когда обычный глаз не видит того, что видит длинная выдержка. Фото без обработки из RAW.
Это я всё говорю к тому, что часто задают вопросы — «а правда ли то, что я показываю» и «правда ли, что всё это видно невооружёным взглядом»? В этом году мне повезло несколько раз видеть очень мощное сияние, причём не только зелёного цвета, но и жёлтого и красного. Со временем накапливается опыт и сейчас я могу увидеть на небе довольно слабые всполохи, просто обычный человек не обращает на это внимание, а вот ловцы зелёного света при первых же признаках начинают расставлять штативы )
Однажды сияние было настолько мощным, что его можно было видеть ещё до наступления полной темноты.
Длилось оно всю ночь, и хотя в марте за полярным кругом начинает довольно рано разгораться зарево, столб этого сияния стоял над нами до победного, пока уже не рассвело настолько, что его не стало видно. Розовые пятна у горизонта — это засветка от большого села, от которого мы находились, наверно, в 10-13 км…
Как я снимаю северное сияние?
Как я уже говорил, первые попытки можно предпринять уже в конце августа начале сентября, но ночи пока ещё не длинные и, самое главное, земля и деревья не в снегу. С одной стороны, это минус — снег отражает свет сияния и картинка совсем другая, нежели когда в кадре тёмная земля, но… Осенью открыты водоёмы и можно сделать интересные кадры с отражениями в воде — совсем другой получается сюжет! И ещё один неоспоримый плюс осени — гораздо теплее!
Оборудование. Понятное дело — нужен штатив, поскольку с рук снимать северное сияние нереально. Также необходим широкоугольный объектив (беру или тяжёлый но светосильный Nikon 14-24 F2,8 или полегче но и темнее Nikon 16-35 F4), и во время съёмки включаю на камере таймер. Можно использовать тросик, но мне проще с таймером. А уж если выдержка 25 секунд (зависит от мощности сияния), то я сильно не парюсь и нажимаю на кнопку пальчиком — те немногие вибрации, которые при этом появляются, никак не влияют на итоговый кадр — 25 секунд съедают их без следа.
Тушки у меня сейчас две: Nikon 750 и Nikon 810. В принципе, можно что-то и попроще взять, тут важно, чтобы камера была относительно новой, чтобы шумы на высоких iso были не совсем ужасными. Например, в этой статье есть кадры, снятые на уже старенький Nikon D700 — мне вообще очень нравится эта модель, с неё я начинал свою работу с Nikon, и с ней в своё время были пройдены многие тысячи километров всевозможных путешествий. Она выдержала всё!
Я отказался от камеры D4 в пользу 750-й модели. Она устраивает всем, кроме, может быть, скорострельности, но мне это сейчас не критично. Вторую камеру взял по совету, когда я написал отзыв про Nikon 800 (очень спорная камера оказалась). Я погонял 810-ю и могу сказать, что по сравнению с 800 — небо и земля. В этой статье есть несколько кадров снятых на 810-ку.
Некоторые нюансы на тему съемки ночью.
Выдержка. Как правило, северное сияние слабенькое, и чтобы увидеть его на фотографии, приходится ставить высокое ISO, и за «некое начало» я беру установки: 1600 ISO, 25 секунд и открываю максимально диафрагму (2,8 или 4 в зависимости от того, какой у меня под рукой объектив). 25 секунд — это даже многовато, надо делать выдержки покороче. Дело в том, что даже на 16 мм при выдержке в 25 секунд звёзды начинают «ехать», вместо точек уже появляются еле заметные дуги, ведь звёзды на месте не стоят! И если нужно, чтобы звёзды были звёздами, надо стремиться к более коротким выдержкам.
Соответственно, после первого пробного кадра я смотрю на монитор и делаю вывод, в какую сторону мне менять настройки: пересвет у меня, норма или недодержка. Ещё один важный момент: нужно знать, как отображает экранчик вашего фотоаппарата. Например, был случай когда на мониторе фотоаппарата всё очень сочно и светло, а открываем RAW на компьютере — сильная недодержка и вся съёмка на грани — «в помойку». Поэтому, когда у меня появляется новая тушка, я делаю снимки с различной экспо-коррекцией, не доверяя целиком экранчику. Правда, тут тоже есть нюанс, три кадра по 20-25-30 секунд это почти полторы минуты — с учётом всякой возни, может и две… За это время рисунок на небе может кардинально измениться, а бывали случаи, и вовсе пропасть, так что всё, что можно сделать заранее, лучше сделать заранее, чтобы когда начнётся сияние, вам нужно было только корректировать настройки камеры и снимать, снимать, снимать!!!
Итак, пусть у меня эти настройки (1600 — 25 — 4.0) будут по умолчанию. Если сияние разгорается и при моих текущих настройках я вижу пересвет, тогда я начинаю делать компенсацию и первым делом при iso 1600 я уменьшаю время выдержки. Во-первых, звёзды становятся звёздами и само сияние, если оно гуляет по небу, не так сильно размазывается. 1600 iso на современных матрицах вполне съедобное, чтобы картинку напечатали в журнале или на выставку, поэтому я меняю в настройках в первую очередь выдержку.
Иногда бывало так, что северное сияние разгоралось и разгоралось так быстро, что мне постоянно приходилось вносить коррективы в настройки, от кадра к кадру. Но, к сожалению, такое у меня было всего два раза за всю историю.
Вот эти кадры я снял «случайно». То есть как, я знал, что по прогнозу должно что-то быть, но на небе ничего не происходило. Так, лёгкая примесь зелени. Поскольку мне надоело палить дрова в печке, я собрался и просто пошёл с камерой и штативом на берег моря, поставил камеру и уже приготовился к долгому ожиданию. И как началось. На полнеба начал разгораться огромный костёр — вот на фотографии начало этого процесса. Надо сказать, я зашёл немного в воду и поставил штатив на камни, а был прилив, но я так увлёкся процессом, что уже начал набирать воду через верх сапогов…
Фокусировка
Тоже весьма непростое дело, особенно когда вокруг темень. В такой ситуации можно попробовать сфокусироваться по самой яркой звезде через Live View на камере, но скажу честно — не всегда попадаю. Если есть мощный фонарик, можно подсветить довольно удалённый от камеры объект и на нём сфокусироваться, но для этого нужен напарник, или ставить камеру на штатив, отбегать далеко, ставить фонарик на видное место, возвращаться, делать фокусировку и снова бежать за фонариком. Напоминает танцы с бубном! Когда я выхожу из деревни на берег белого моря, где темень, я заранее фокусируюсь по свету домов, чтобы потом в темноте не исполнять различные фокусы. Если же на небе Луна или в пределах видимости есть светящиеся жилые объекты, то вопрос с фокусировкой становится гораздо проще. Кстати, Луна может и помогать со съёмкой, а может мешать. Смотря где и когда она восходит относительно самого сияния.
Выбор локации
Северное сияние вещь весьма непредсказуемая — оно может длится 5 минут или всю ночь, никогда не угадаешь, и я стараюсь жить вблизи предполагаемых мест, где хочу снимать. Не один раз было так: вышел из дома, увидел, что сияет и уже через 5-максимум 10 минут на месте с камерой и штативом. И то, бывает так, что нет этих 10 минут. Если жить в городе, например в Мурманске, то это может стать проблемой — пока вы будете выбираться из города, где много засветки, северное сияние может сместиться или уйти.Вот почему я стараюсь выбирать для съёмок деревни. Там нет современных гостиниц, но зато до ближайшей локации два шага, а то и один — надо всего лишь сойти с крыльца и бабахнуть кадр, как это произошло на этой фотографии. Кстати, ровно через три минуты сияния как не бывало. Я успел сделать три кадра, и на небесах выключили свет.
Когда с ракурсом совсем плохо, приходится фантазировать. В прошлом году у нас был фототур в одну карельскую деревню. И вот мы как-то вышли на лёд, а он довольно чистый, только иногда попадаются небольшие торосы. Началось северное сияние, и кто-то из участников фототура решил поиграть с передним планом: положил в торос свой айфон и включил его. Получилась довольно забавная картинка. Жаль само северное сияние было не очень сильным — фактура тороса очень напоминает «чужого» из киноленты ).
А иногда интересные ракурсы бывают прямо у дома, вот чем хорошо снимать в деревне — всё близко и под рукой! Вышел опять на крыльцо, а над нами просто нереальное зелёное покрывало! Сделал пристрелочный кадр по дому, настроил всё окончательно и начал экспонировать. В этот момент в доме погасли огни, хозяева легли спать и света на матрицу упало ровно столько, чтобы не было засветки. Утром я ребятам показал кадр, мол смотрите, что над вашим домом сегодня ночью летало, но они там и не такое видели, посмеялись, конечно, и пошли по своим делам.
Ну и ещё один немаловажный момент: планируя поездку за северным сиянием, лучше не полагаться только на него. Ведь может получится так, что всю неделю по ночам будут облака и вы вернётесь ни с чем! Обидно! А в деревне есть всегда, что поснимать — и утром и вечером и вообще, вокруг северный колорит, можно и просто по белому морю погулять. Так что в любом случае, какие-то фотографии будут на флешках, и время не будет потрачено зря.
Мороз и камера
Про эту тему тоже было написано сотни статей, но тем не менее… Камера боится резких перепадов с мороза в тепло. Она тут же начинает запотевать и не только снаружи! И на несколько часов становится непригодной для съёмки. Если я знаю, что у меня впереди возможные съёмки, я оставляю камеру в сенях или на улице, просто вынимаю оттуда аккумулятор, чтобы он не сел на холоде, и как только возникает необходимость что-то снять, камера в рабочем состоянии и готова к работе. Ну а если надо уже занести камеру в помещение, то только в фоторюкзаке, или в пакете, или завернув в одежду — тем самым я ограничиваю доступ тепла и воздуха к камере, она нагревается постепенно и не запотевает.
Дополнительный свет
Говорить про пользу налобного фонарика в тёмное время суток наверно не надо, но помимо того, что с его помощью вы всегда в курсе, куда идёте и во что наступаете, мы помним — с помощью фонарика можно помочь друг другу сфокусироваться на нужном нам расстоянии. И самое главное, он может подсветить передний план! А это иногда бывает очень надо!
Когда фотограф впервые видит северное сияние, он без устали его фотографирует как сам факт, я это проходил. Но когда первый восторг проходит и наступает понимание, что карточек с зелёным на харде выше крыши, вот тогда уже хочется какого-то разнообразия и сюжета! Хорошо, когда в небе интересные загогулины и не надо ничего придумывать, но так бывает не часто, и вот мы ищем сюжеты…
Днём бродим по деревне, общаемся с деревенскими псами и примечаем, то тут, то там, всякие арт-объекты, которые могут нам помочь в дальнейшем.
Вот для примера два кадра:
Этот снят осенью на севере Карелии. В один из поздних вечеров началось северное сияние, и мы побежали к белому морю. Там, я помнил, лежало несколько старых лодок. В ту ночь подморозило и, когда я подсвечивал фонариком лодку, иней начинал светится и подыграл мне — у лодки появилось необычное свечение. На такой маленькой фотографии этого почти не видно, но на хайрезе всё читается хорошо.
А этот сюжет я снял в Финляндии совсем недавно. Передний план, ветви, ёлки и снег я подсвечивал фонариком. Причём у моего был «холодный» свет, отдающий в синеву, а у коллеги, обычный без цветовых примесей. Вот такой фонарик может очень пригодится, и хорошо, если у него есть возможность точечного луча и рассеянного света. Рассеянный свет для переднего плана, а точечным можно вырисовывать объекты за 10 — 20 метров от камеры. Всё зависит от сюжета, иногда подсвечивать приходилось двумя фонариками сразу.
Автор статьи: Дементиевский Иван
Источник: travelworld.biz